• Реферат специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания

     

    Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Читайте также: Анализ системы управления по рассматриваемому направлению для конкретного объекта Объект социально-гуманитарного познания -это социально-исторический организм в его конкретном проявлении как самостоятельная единица исторического развития людей и как общество в целом со всеми видами и типами социальных общностей. Основные черты: - историчность (исторический процесс, где создаются и формируются новые формы, появляются новые значения и смыслы, заключенные в результатах человеческой деятельности); - данный объект по своему наполнения - это в большей степени форма должного, ценностного и в меньшей степени - сущего; - объект как результат человеческой деятельности содержит в себе целеполагание людей, идеалы и ценности, к которым они стремились, а также нормы, которыми они руководствовались; - объект представляет в определенной степени, социальную природу (социоприроду), где в связях и взаимодействиях ее элементов наличествуют объективные закономерности, но не законы, что свидетельствует о факте отсутствия в этом объекте устойчивых причинно-следственных связей между наблюдаемыми и фиксируемыми явлениями и причинами (факторами), их вызвавшими; - объект включает в себя полиаспектное количество различных социальных общностей; - объект включает в себя и человека, который является объектом социально-гуманитарных наук. Объект социально-гуманитарного познания (схемы Малько Б.Н.) -это система "человек-общество", как форма их совместной жизнедеятельности. Под данным понятием можно понимать: - обособленная часть природы; - единство рационального и иррационального; - большие масштабы; - основа ноосферы; - ценностное восприятие мира; - сложность элементов; - био-социо-культурная сущность; - синергетическая системность; - нелинейность; - творческая деятельность; - иерархичность структуры; - стохастичность; - эволюционность; - историчность. Объект- это свойства и черты, которые отражают качественность и определенность. Качественность объекта - содержание законов и закономерностей, которые отражают связи и взаимодействия элементного состава конкретного объекта в плане его возникновения, становления, функционирования и развития. Предмет (Малько Н.Б.) -устойчивое содержание науки, образ объекта в совокупности эмпирических и теоретических знаний. Под данным понятием можно понимать: - подчиненность логике социокультурной эволюции; - исторический характер эволюции содержания; - форма самопознания человека и общества; - системность методов и представлений; - прогнозирование; - взаимодействие субъекта и объекта; - нацеленность на социальное управление; - вероятностный характер взаимодействия и т.д. Предмет - это сложное образование, которое включает связи и взаимодействия элементов объекта научного исследования, выделенные с той или иной стороны взаимодействия его с другим объектом, с познающим субъектом или с позиции его появления как представителя реального мира. Субъект (Малько Н.Б.) -рефлексирующая часть системы "человек-общество". Под данным понятием можно понимать: - социально-личностная иерархия потребностей; - гносеологическая рефлексивность; - социальный институт науки; - идеологизм; - научные школы; - мистицизм и рациональность; - личность ученого; - эволюция; - иерархия социокультурных мотивов, ценностей, интересов; - историзм. Субъект – источник предметно-практической и познавательной активности, направленный на объект. Субъект вырабатывает и реализует все основные компоненты деятельности: постановку цели; выбор и определение объекта, формирование плана или программы самой деятельности, фиксацию ее этапов, контроль промежуточных результатов, переход от одного этапа к другому. В сфере познания субъект определяет предмет исследования, выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта, также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познания предмета. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды (отдельные исследователи, ориентированные на актуальные проблемы социума и культуры), так и исследовательские коллективы. Коллективный субъект социально-гуманитарного познания отличается от подобного субъекта естественнонаучного познания рядом особенностей: - развитым «эмоционально-смысловым» климатом, позволяющим достигать не только рационального, но и интуитивно-смыслового взаимопонимания сотрудников коллектива; - общее мировосприятие, взаимоприемлемые культурно-художественные вкусы; развитая гуманитарная и художественная культура сотрудников, ориентация на целостность идеально-духовной сферы конкретного исторического периода и конкретного общества. Загрузка... Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды — как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в обществе действует наделенный разумом и волей. В целом же субъектно-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.


  • Commentaires

    Aucun commentaire pour le moment

    Suivre le flux RSS des commentaires


    Ajouter un commentaire

    Nom / Pseudo :

    E-mail (facultatif) :

    Site Web (facultatif) :

    Commentaire :